Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Кто должен платить за «умный счётчик»?


Еженедельник “Аргументы и Факты” № 31. Ощущение неминуемой еды 03/08/2022

Кто должен платить за «умный счётчик»?

Антон Денисов / РИА Новости

Александр Евсеев, председатель Объединения советов домов Удмуртии, член Общественной палаты РФ:

Установка типовых систем управления снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учёта, умные датчики, системы контроля зданий и т. д., которую собираются завершить в 2030 г., – дело важное и нужное. Но дорогое. Она потянет в общей сложности на 393 млрд руб. Мы помним, как внедряли приборы учёта воды, за установку которых нужно было платить из своего кармана, – всё делалось убеждением и живым примером экономных соседей. В этом случае такой способ, к сожалению, не работает – новую «цифру» устанавливают ­централизованно.

Кто должен платить за «умный счётчик»?

Рисунок АиФ/ А. Дорофеев

Цифровые системы, как надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и значительно повысят срок её службы. То есть цифровизация отрасли должна проводиться ради уменьшения потерь и лишних расходов, а не ради неё самой. Поэтому решение провести всю цифровизацию за счёт прибавки к тарифу я считаю неверным: надо подсчитать, как установка нового оборудования повлияет на расходы компаний и организаций, предоставляющих услуги. Нельзя просто взять и переложить все расходы на плечи конечного потребителя, который далеко не во всех случаях получает выгоду от установки новых приборов.

Что за счетчики, которые придется ставить должникам за электроэнергию?

Вот когда «умные счётчики» ставили энергосбытовые организации,  был применён правильный подход. Сначала подсчитали расходы и потери этих организаций без новых приборов учёта, выявили выгодополучателей и экономию, а затем установили счётчики на средства тех, кому такая экономия выгодна на первом этапе распределения ресурса. Почему с теплом и с водой нельзя поступить так же – мне непонятно.

А ведь при правильном подходе можно было бы даже найти возможность для снижения тарифов. Потому что цифровизация позволяет снизить издержки на обработку данных (и сократить раздутые штаты организаций ЖКХ). Точно так же можно будет вычесть из тарифа заложенные в него потери от аварий и воровства, компенсация оплаты ущерба от которых сейчас «раскидывается» по законопо­слушным потребителям. Ведь «умные счётчики» позволяют эти потери предотвратить. Но это, конечно, возможно при хозяйском подходе «мы за счёт установки более сложных приборов снижаем расходы», а не такого, как сейчас, – «пусть народ за всё заплатит».

Оцените материал










Источник: aif.ru

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × 2 =